Счетная палата оценила достаточность мер, направленных на повышение энергоэффективности многоквартирных домов

Счетная палата оценила достаточность мер, направленных на повышение энергоэффективности многоквартирных домов

Как показал проведенный Счетной палатой анализ, количественные показатели по снижению потребления энергоресурсов и выбросов парниковых газов в отношении существующего жилищного фонда не установлены, соответствующие стимулирующие механизмы для застройщиков и собственников жилья не созданы, а действующие инструменты господдержки жилищного строительства не нацелены на возведение высокоэнергоэффективных домов.

«На жилые здания, в том числе многоквартирные, и предприятия отрасли строительства и ЖКХ приходится почти четверть потребления энергоресурсов и формирования углеродного следа Российской Федерации. При этом в настоящее время на федеральном уровне ни в одной госпрограмме не предусмотрен комплекс мероприятий, обеспечивающих достижение приоритетов и целей госполитики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в строительной отрасли и ЖКХ», – констатировала на Коллегии аудитор Счетной палаты Наталья Трунова.

Итоги реализации программных документов в сфере энергосбережения, действовавших в период с 2001 по 2022 годы, свидетельствуют о низком проценте выполнения контрольных показателей эффективности и запланированных мероприятий. Так, из 44 целевых индикаторов и показателей, предусмотренных ГП «Энергоэффективность и развитие энергетики» от 2013 года, не достигнуты значения 18 показателей, из 15 основных мероприятий одноименной ГП-2014 фактически финансировались и реализовывались только 8, или 53%.

«Следует отметить, что все программные документы федерального уровня были прекращены досрочно, итоги их реализации не подводились, а при разработке новых программ не соблюдался принцип преемственности и непрерывности», – подчеркнула аудитор.

Анализ показал, что две трети МКД (расчетно), в которых граждане Российской Федерации будут жить в 2060 году, уже построены. Соответственно для повышения их энергоэффективности потребуется проведение энергоэффективной модернизации (т.е. капитального ремонта). Так, на здания, построенные до 2000 года, в 2060 году придется 28% (расчетно) общей площади жилищного фонда, на МКД, построенные в 2001-2022 годах, – 36%.

«Структура существующего жилищного фонда и объемы нового строительства диктуют необходимость проведения энергоэффективной модернизации многоквартирных домов и повышения требований к энергоэффективности строящегося жилья», – подчеркнула Наталья Трунова.

В настоящее время из-за отсутствия финансирования не реализуется единственный механизм финансовой поддержки энергоэффективного капремонта МКД – за счет средств Фонда ЖКХ (сейчас – Фонд развития территорий). При этом доля МКД, капремонт которых был проведен с использованием этого механизма, незначительна – за период с 2017 по 2022 годы 343 дома (0,02%). В то же время, по оценкам Фонда, расчетная экономия расходов на оплату коммунальных ресурсов в результате энергоэффективного капремонта составила в среднем 20% на один МКД. Это порядка 220 млн рублей в год по всем этим домам, что сопоставимо со взносами на их капремонт.

«При этом альтернативные механизмы, стимулирующие собственников жилья и управляющие организации к осуществлению энергоэффективной модернизации, пока не созданы, а реализуемые инструменты господдержки жилищного строительства (например, программа «Стимул», ФП «Инфраструктурное меню») не предусматривают требования по строительству МКД наивысших классов энергоэффективности», – отметила аудитор.

В ходе анализа Счетная палата также обратила внимание на завышенные значения базового удельного потребления энергии на нужды горячего водоснабжения и общедомовые нужды. Это позволяет МКД иметь более высокие классы энергоэффективности даже при низком уровне эффективности использования энергии. Кроме того, в условиях возрастающей этажности МКД для новых домов выше 12-ти этажей сохраняется постоянное значение удельного расхода энергии.

«То есть у нас все нормы установлены для зданий, имеющих 12 этажей и ниже, – пояснила аудитор. – При этом в некоторых регионах уже половина строящегося жилья имеет выше 25 этажей».

Еще одна проблема, отмеченная Счетной палатой, связана с отсутствием объективной информации об энергоэффективности МКД. Как показал анализ, соответствующие данные, содержащиеся в различных информсистемах (например, ГИС «ЖКХ» и АИС «Реформа ЖКХ»), существенно различаются как между собой, так и с фактическими параметрами.

Так, из 108 обследованных МКД в ГИС ЖКХ отсутствует информация по 95 домам (88%), в АИС «Реформа ЖКХ» – по 76 домам (70%). Не содержит полноценной информации и запущенная в декабре 2021 года ГИС «Энергоэффективность»: несмотря на то, что функционал системы в целом реализован, условия для ее полноценной работы не обеспечены.

«Недостаточный объем открытой и доступной широкому кругу лиц информации о реальном потреблении энергии, уровне энергоэффективности и эффектах от реализации проектов по экономии энергии в МКД существенно снижает уровень доверия к программам энергосбережения со стороны заинтересованных органов власти, инвесторов и населения», – подчеркнула Наталья Трунова.

Как показала оценка реализации потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности МКД, проведенная ЦЭНЭФ-XXI по заказу Счетной палаты, только при активном строительстве «пассивных» зданий и одновременном проведении «глубокой» модернизации существующего жилфонда удается добиться стабилизации потребления энергии жилым сектором при росте жилой площади.

«Проведенные в рамках оценки обследования МКД показывают, что потенциал экономии энергии может достигать 58%», – заключила аудитор.

Учитывая сохраняющуюся актуальность задачи по повышению энергосбережения, Счетная палата подготовила ряд предложений, направленных на увеличение количества МКД высоких классов энергоэффективности. В частности, контрольное ведомство рекомендовало:

  • предусмотреть в проекте новой комплексной госпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» в качестве отдельного структурного элемента сферу строительства и ЖКХ, установив соответствующие количественные показатели по снижению потребления энергоресурсов и выбросов парниковых газов в отношении существующего жилищного фонда;
  • установить обязательные повышенные требования к энергоэффективности жилья, создаваемого с использованием мер господдержки;
  • подготовить предложения о стимулировании застройщиков к строительству высокоэнергоэффективных МКД с почти нулевым энергопотреблением, в том числе «зеленых», а граждан – к приобретению такого жилья (например, «зеленая» ипотека);
  • подготовить предложения о разработке альтернативных механизмов, стимулирующих собственников жилья и управляющие организации к осуществлению энергоэффективной модернизации МКД, в том числе за счет возобновления мероприятий по энергоэффективному капремонту.

Документы:


  • Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ факторов, влияющих на повышение энергоэффективности многоквартирных домов, в условиях глобального энергоперехода»

  • Рекомендации по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ факторов, влияющих на повышение энергоэффективности многоквартирных домов, в условиях глобального энергоперехода»

  • Приложение № 1 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ факторов, влияющих на повышение энергоэффективности многоквартирных домов, в условиях глобального энергоперехода». Описание методов сбора и анализа фактических данных и информации для получения доказательств, включая описание ограничений данных и методов их сбора и анализа

  • Приложение № 2 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ факторов, влияющих на повышение энергоэффективности многоквартирных домов, в условиях глобального энергоперехода». Перечень законодательных и иных нормативных правовых актов, проанализированных в ходе экспертно-аналитического мероприятия

  • Приложение № 3 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ факторов, влияющих на повышение энергоэффективности многоквартирных домов, в условиях глобального энергоперехода». Анализ международных соглашений по климату

  • Приложение № 4 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ факторов, влияющих на повышение энергоэффективности многоквартирных домов, в условиях глобального энергоперехода». Выборочный анализ согласованности целей по повышению энергоэффективности МКД, установленных документами стратегического планирования на федеральном и региональном уровнях власти, а также анализ региональных программ (Ставрополь, Самара, Пермь, Якутск, Сургут) по привлечению внебюджетных средств, ресурсного обеспечения

  • Приложение № 5 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ факторов, влияющих на повышение энергоэффективности многоквартирных домов, в условиях глобального энергоперехода». Анализ результатов реализации мер, направленных на повышение энергоэффективности МКД, с 2017 по 2022 годы

  • Приложение № 6 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ факторов, влияющих на повышение энергоэффективности многоквартирных домов, в условиях глобального энергоперехода». Анализ программных документов в сфере энергоэффективности и энергосбережения

  • Приложение № 7 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ факторов, влияющих на повышение энергоэффективности многоквартирных домов, в условиях глобального энергоперехода». Анализ эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на софинансирование энергоэффективного капитального ремонта МКД, в рамках установленных критериев

  • Приложение № 8 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ факторов, влияющих на повышение энергоэффективности многоквартирных домов, в условиях глобального энергоперехода». Проблемы организационного характера, связанные с модернизацией жилищного фонда путем повышения энергетической эффективности при проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов

  • Приложение № 9 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ факторов, влияющих на повышение энергоэффективности многоквартирных домов, в условиях глобального энергоперехода». Анализ расходов на модернизацию ГИС «Энергоэффективность»

  • Приложение № 10 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ факторов, влияющих на повышение энергоэффективности многоквартирных домов, в условиях глобального энергоперехода». Оценка эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на модернизацию ГИС «Энергоэффективность», в рамках установленных критериев

  • Приложение № 11 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ факторов, влияющих на повышение энергоэффективности многоквартирных домов, в условиях глобального энергоперехода». Анализ полноты и качества данных, содержащихся в информационных системах

  • Приложение № 12 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ факторов, влияющих на повышение энергоэффективности многоквартирных домов, в условиях глобального энергоперехода». Основные результаты энергетических обследований МКД

  • Приложение № 13 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ факторов, влияющих на повышение энергоэффективности многоквартирных домов, в условиях глобального энергоперехода». Анализ требований по энергоэффективности новых и капитально ремонтируемых зданий в зарубежных странах

  • Приложение № 14 к отчету о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ факторов, влияющих на повышение энергоэффективности многоквартирных домов, в условиях глобального энергоперехода». Сценарные расчеты возможной реализации потенциала экономии энергии на МКД на перспективу до 2050-2060 гг.



01 сентября 2023
14:04
Поделиться