Илья Торосов: «Декарбонизация не должна негативно влиять на экономику». Первый заместитель министра экономического развития РФ – о способах достижения углеродной нейтральности к 2060 году
Углеродное регулирование сегодня идет по нескольким направлениям: в правительство направлен операционный план стратегии низкоуглеродного развития и «дорожная карта» второго этапа «Российской системы климатического мониторинга». О донастройке системы адаптации к изменению климата, развитии внутреннего рынка торговли углеродными единицами и выходе на рынки дружественных стран рассказал на Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2024) первый заместитель министра экономического развития РФ Илья Торосов.
— Минэкономразвития отвечает за достижение 100%-ной углеродной нейтральности к 2060 г. С помощью каких инструментов собираетесь достигать цели?
— Ключевой принцип российской климатической политики — декарбонизация не должна негативно влиять на экономику, в том числе на бизнес. Россия имеет значительный потенциал сокращения выбросов парниковых газов за счет развития энергоэффективных технологий, а также за счет мер по увеличению поглощающей способности российских экосистем. Уточнение оценки поглощающей способности российских лесов позволит говорить об увеличении поглощения парниковых газов минимум на 30% по сравнению с Национальным кадастром до 2022 г. Эту работу ведем совместно с ведущими российскими учеными в рамках создания Важнейшего инновационного проекта государственного значения (ВИП ГЗ) «Российская система климатического мониторинга». Результаты проекта обеспечат основу для продвижения российских подходов на международных климатических переговорах.
Добровольный углеродный рынок — один из признаных инструментов привлечения частного сектора к достижению задач низкоуглеродного развития. Мы продолжаем его формировать и повышать его привлекательность как для инвесторов и исполнителей климатических проектов, так и для покупателей углеродных единиц, в том числе зарубежных. Из последних нововведений — услуги оператора реестра освобождены от НДС, экономия особенно заметна для крупных партий углеродных единиц. Появилась возможность открывать счета и осуществлять операции в реестре углеродных единиц иностранными юридическими лицами, не имеющими постоянного представительства в РФ. Теперь возможно погашать углеродными единицами углеродный след третьих лиц. Также мы расширили принцип дополнительности климатических проектов — смещаем фокус на проекты, наиболее нуждающиеся в дополнительном финансировании, единственным источником которого может стать углеродный рынок.
— Каковы последние цифры сокращения нетто-выбросов парниковых газов от уровня 1990 г.?
— С начала 2000-х гг. Россия является лидером не только по абсолютному сокращению выбросов парниковых газов, но и по снижению углеродоемкости экономики. Так, за последние 20 лет темп снижения углеродоемкости российского ВВП выше, чем в Европе, США и Китае, и в два раза опережает среднемировые показатели.
Россия является лидером в мире по накопленному объему сокращения выбросов с 1990 г. — более 40 млрд т СО2-эквивалента, что сопоставимо с годовыми выбросами всех стран мира, а также по фактическому сокращению эмиссии с 1990 г. (-49% к 2019 г.).
Для реализации Парижского соглашения по климату мы в Стратегии низкоуглеродного развития поставили цель по снижению нетто-выбросов парниковых газов на 80% от уровня 1990 г., а в Климатической доктрине зафиксирована цель по достижению углеродной нейтральности к 2060 г.
При этом энергобаланс РФ один из самых диверсифицированных и чистых в мире: 86% электроэнергии вырабатывается на источниках с низкими удельными выбросами парниковых газов.
— Ранее в интернете появились черновики оперплана достижения нейтральности, но их достоверность проверить сложно. Когда можно ожидать его публикации?
— Ключевые направления климатической политики мы заложили в проект операционного плана по реализации Стратегии низкоуглеродного развития. Проект плана находится на рассмотрении в правительстве. В нем даны более широкие рамки и направления климатической политики. Это КРI по сокращению выбросов к 2030 г. для энергетики, ЖКХ, промышленности, транспорта, сельского и лесного хозяйства. В проекте плана предусмотрены стимулирование снижения выбросов через механизм наилучших доступных технологий (НДТ), инструменты зеленого строительства, мероприятия по энергоэффективности, расширение региональных экспериментов по квотированию выбросов. В проработке сейчас также находится федеральный проект по адаптации к изменениям климата и критерии проектов по адаптации к физическим изменениям окружающей среды из-за изменения климата.
— В 2024 г. заканчивается первый этап реализации проекта по климатическому мониторингу в России. Какие результаты достигнуты? Какие ставятся задачи на второй этап в 2025-2030 гг.?
— Благодаря проекту установлено, что объем поглощения СО2 управляемыми лесами на 30% выше, чем считалось в Национальном кадастре до начала проекта (180 млн т СО2). В 2023 г. количество уточненных коэффициентов поглощения парниковых газов для использования в секторе землепользования кадастра составило 588, к концу 2024 г. будет обновлено не менее 3134 коэффициентов. Подготовлена база данных для международной отчетности и работы в рамках обязательств по Парижскому соглашению.
Минэкономразвития представило в правительство РФ проект распоряжения об утверждении «дорожной карты» второго этапа ВИП ГЗ. В проект включены мероприятия по созданию условий для развития государственной наблюдательной сети Росгидромета, включая формирование российской приборной базы для мониторинга климатически активных веществ, создание цифровых ресурсов, совершенствование методической базы, а также международного продвижения результатов ВИП ГЗ.
В «дорожную карту» внесено продолжение научно-исследовательских работ, направленных на развитие систем прогнозирования изменения климата, включая поглощение природными экосистемами, моделирования социально-экономических эффектов реализации климатической повестки и разработки коэффициентов оценки выбросов для Национального кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов.
— Минэкономразвития активно занимается вопросами адаптации к изменениям климата. Какие были предпосылки для такой масштабной работы?
— В 2019 г. мы начали выстраивать систему адаптационного планирования, запустили первый этап адаптации, который пришелся на 2019-2022 гг. Разработали методические рекомендации для оценки климатических рисков, ранжированию мероприятий по приоритетности, подготовке планов адаптации. Приняли 10 отраслевых планов адаптации и 76 региональных. Утверждение программ по адаптации на федеральном, региональном и корпоративном уровнях выделено президентом РФ в отдельную приоритетную задачу в рамках указа о национальных целях развития. Сейчас на втором этапе (2023–2025 гг.) донастраиваем систему. В рамках обновленных планов уточним климатические риски, уязвимые объекты, эффективность текущих мероприятий и возможный экономический ущерб и потери.
— Как формируется рынок торговли углеродными единицами в России, и как обстоят дела по обеспечению признания наших углеродных единиц за рубежом?
— Добровольный рынок углеродного регулирования заработал два года назад, 1 сентября 2022 г., когда был запущен реестр углеродных единиц. Сегодня уже сформирован институт национальных валидаторов и верификаторов, 20 организаций аккредитованы.
Сейчас в реестре углеродных единиц зарегистрированы 36 климатических проектов с потенциалом выпуска более 80 млн углеродных единиц. Из них 23 проекта зарегистрированы только с начала этого года. Почти 32,5 млн углеродных единиц выпущены и находятся в обращении, проходят сделки.
Во время ПМЭФ-2024 между Росаккредитацией и Глобальным углеродным советом (GCC) был подписан протокол о сотрудничестве в сфере аккредитации органов по валидации и верификации, который включал обучение верификации и валидации проектов, консультации, внедрение требований GCC в работу Росаккредитации. GCC создан по инициативе Правительства Катара и нацелен на реализацию комплексных климатических проектов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, а также странах-партнерах.
К концу этого года планируется к подписанию меморандум о взаимном признании аккредитации российских верификаторов. Это снимет барьеры и создаст возможности для российских климатических проектов на международном рынке. После завершения создания инфраструктуры для статьи 6 Парижского соглашения планируем обеспечить взаимодействие российского реестра углеродных единиц с международной системой.
— Как развивается сейчас сектор зеленого финансирования? Что сделано в этой области?
— Правительство России утвердило за Минэкономразвития координирующую роль по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого развития. Подобные проекты осуществляются с помощью зеленого финансирования, в том числе, зеленых облигаций, которые размещаются на рынке с дисконтом, предоставляя эмитентам доступное финансирование. Мы должны стимулировать реализацию российских климатических проектов, для этого Минэкономразвития были разработаны при участии представителей бизнес-сообщества таксономии, то есть классификации, «зеленых», адаптационных и социальных проектов. По сути, министерством сформирована целостная система привлечения инвестиций в устойчивое развитие. Объем финансирования, верифицированного по национальным стандартам, уже достиг на текущий момент 0,5 трлн руб.
— Минэкономразвития разработало проект стандарта отчетности об устойчивом развитии и утвердило в ноябре 2023 г. методические рекомендации по подготовке отчета об устойчивом развитии. Что это дает российскому зеленому рынку?
— Мы начали формирование основных ориентиров для подготовки нефинансовой отчетности с методических рекомендаций, которые были утверждены в ноябре 2023 г. В то же время, к нам поступил запрос от бизнеса на разработку более системного документа — стандарта отчетности об устойчивом развитии. В проекте стандарта по устойчивому развитию мы предлагаем рынку общие правила, что должно входить в отчетность, откуда брать данные, как считать показатели. Это делается для того, чтобы отчеты были унифицированы и сопоставимы. Цель стандарта отчетности об устойчивом развитии — помочь компаниям раскрыть информацию, оценивающую вклад бизнеса в стратегическое развитие, модернизацию страны, реализацию национальных приоритетов.
— В конце года в Баку (Азербайджан) пройдет очередная климатическая конференция ООН. Каковы ожидания от нее?
— На предстоящей конференции почти 200 стран должны согласовать новую цель для помощи развивающемуся миру. Ожидается, что она превысит $100 млрд, которые развитые страны обязались выделять на климатическое финансирование ежегодно до 2020 г. По оценкам ОЭСР, к которым с точки зрения методологии у ряда стран все равно остаются вопросы, $100 млрд собраны только в 2022 г. — на два года позже срока. Но и их уже недостаточно. Счет идет уже на триллионы долларов.
Страны также должны договориться, что такое «климатическое финансирование» и как направлять финансовые потоки на декарбонизацию и адаптацию. Для нас важно уделять внимание переходному финансированию для проектов в отраслях с высоким уровнем выбросов или тех, где сокращение выбросов затруднено.
Статья 6 Парижского соглашения — также один из ключевых вопросов. Необходимо утвердить очередной пакет правил по международной торговле углеродными единицами. В условиях, когда ряд государств уже заключает двусторонние соглашения о сотрудничестве, важно зафиксировать общие для всех правила игры. В Дубае согласовать их не удалось, поэтому критически важно утвердить их в Баку в ноябре.
Пакет решений должен сохранить право стран самостоятельно определять параметры двустороннего сотрудничества, как было согласовано ранее. Но гибкость не должна стать препятствием для надежности рынка: покупатель должен быть уверен, что приобретаемые единицы обладают неизменными характеристиками, в том числе препятствующими двойному учету.